Стратегический жанр практически не менялся за последние 20 лет. Когда-то были придуманы шедевры с несколько отличающимися типами игровой механики, а теперь по этим нескольким дорогам идут все стратегии. Почему же в игровой процесс не было внесено серьезных изменений с тех самых пор? Все просто — новшества не нужны. Геймплей и так практически безупречен, так зачем его портить? Меняются только декорации, улучшается графика, и космические игры не стали исключением.

Несмотря на разнообразие, которым отличаются игры-стратегии, космические встречаются не во всех поджанрах. В целом стратегии делятся на два основных поджанра: RTS и пошаговые. Но есть и другая классификация, согласно которой существуют стратегии-варгеймы, глобальные стратегии и экономические симуляторы. И если первые два типа игр вполне типичны для космической тематики, то экономические симуляторы среди игр про космос практически не встречаются, несмотря на хорошо развитую экономику в некоторых играх.

В качестве примера типичного варгейма можно привести мобильную игру Warbots online. В ней все завязано на войне между людьми и человекоподобными змеями, а основными юнитами в игре являются боевые роботы. Экономика игры сводится к покупке апгрейдов для роботов, чтобы они могли бить еще сильнее, жить еще дольше и выглядеть еще страшнее. Игра является стратегией в реальном времени, но обладает непрямым контролем юнитов.

Для наглядности можно еще рассмотреть космические игры-стратегии, битвы в которых происходят в пошаговом режиме. Сейчас они совсем не популярны, но в 1994 году была выпущена потрясающая игра XCOM: UFO Enemy Unknown. Сражения в ней происходят на Земле, а врагами являются инопланетяне, причем невозможно заранее предугадать, какой вид пришельцев ждет в грядущем бою. Игра очень хардкорна.